Arms
 
развернуть
 
624272, г. Асбест, ул. Королева, д. 24
Тел.: (343-65) 2-04-65, 2-04-43 (т/ф)
asbestovsky.svd@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
624272, г. Асбест, ул. Королева, д. 24Тел.: (343-65) 2-04-65, 2-04-43 (т/ф)asbestovsky.svd@sudrf.ru
Уважаемые посетители сайта!
    После обновления программного обеспечения, отвечающего за работу сайта все судебные акты прикрепляются к соответствующим делам, поэтому для ознакомления с ними необходимо:
1. Зайти во вкладку «Судебное делопроизводство» на сайте суда;
2. Найти интересующее Вас дело по дате или через расширенный поиск доступный на этой странице;
3. Судебные акты будут доступны в правой колонке, прикрепленные к соответствующим делам в виде изображения файла;
4. Для просмотра необходимо нажать на изображение файла.
Информация по делам, отнесенная в установленном федеральным законодательством порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну(коммерческую, служебную, и др.), на сайте суда размещению НЕ ПОДЛЕЖИТ.
ДОКУМЕНТЫ СУДА
Обобщение судебной практики рассмотрения Асбестовским городским судом дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, за 1 полугодие 2016 года

Обобщение судебной практики рассмотрения Асбестовским городским судом дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы  за I полугодие 2016 года.

 В соответствии с планом работы Асбестовского городского суда проведен анализ и обобщена практика рассмотрения судом дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы  за I полугодие 2016 года.

Настоящее обобщение проведено в связи с необходимостью изучения судебной практики, складывающейся при рассмотрении данной категории дел.

В ходе обобщения проанализирована судебная статистика по применению Асбестовским городским судом вопросов, связанных с делами данной категории. Результаты проведенного анализа, выводы и предложения приведены в описательной и заключительной части обобщения.

С 1 июля 2011 года начал действовать Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», устанавливающий особый вид наблюдения за соблюдением лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом. При этом, по смыслу названного закона, административный надзор не является продолжением наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы, а имеет своей целью предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны должностных лиц органов внутренних дел. Установление надзорных обязанностей и ограничений состоит в том, чтобы помешать лицу продолжить противоправную деятельность, воспрепятствовать возобновлению и установлению преступных и иных антиобщественных связей, не дать возможности вновь совершать правонарушения.

 Следует отметить, что органы внутренних дел помимо названного Федерального закона руководствуются также принятым в соответствии с ним «Порядком осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который утвержден Приказом МВД РФ от 8 июля 2011 года № 818.

Дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы до 15.09.2015 года рассматривались в соответствии с главой 26 2 ГПК РФ. С 15.09.2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ. 

Административный надзор- осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", являющимся базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в указанной сфере.

Закон устанавливает правовые основы профилактических мер по предупреждению совершения преступлений ранее судимыми лицами: основные понятия, сроки административного надзора и перечень устанавливаемых административных ограничений, основания и порядок установления, осуществления, продления и досрочного прекращения административного надзора, частичной отмены, дополнения установленных ограничений, а также приостановления и возобновления срока административного надзора; права и обязанности поднадзорных лиц; обязанности и права органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В силу части 3 той же статьи, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, в том числе, если, лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Административное исковое заявление об административном надзоре может содержать следующие требования:

- об установлении административного надзора;

- о продлении административного надзора;

- о дополнении ранее установленных административных ограничений;

- о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений.

Администрация исправительного учреждения вправе подать только административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы.

Такое заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Во всех иных случаях административное исковое заявление подается в суд по месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица.

Орган внутренних дел подает в суд административное исковое заявление:

- об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы;

- о продлении административного надзора;

- о дополнении ранее установленных административных ограничений;

- о досрочном прекращении административного надзора;

- о частичной отмене административных ограничений.

Поднадзорное лицо либо его представитель вправе подать административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.

Несоблюдение установленных сроков подачи административного искового заявления не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении.

При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы.

До введения в действие  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядок подачи заявления по делу об административном надзоре устанавливался утратившей силу ст. 261.5 ГПК РФ.

 

Согласно представленным статистическим данным, за 6 месяцев 2016 года Асбестовским городским судом рассмотрено 31 дело по административным исковым заявлениям, связанных с административным надзором, из которых:

 

 23 дела рассмотрено по исковым заявлениям об установлении административного надзора, из них 16  подлежало удовлетворению, в 7 случаях в удовлетворении требований отказано;

5 дел рассмотрено по искам о дополнении административных ограничений, из которых : 2 иска подлежали удовлетворению, по 2 делам требования удовлетворены частично, в 1 случае в дополнении административных ограничений судом отказано.

Кроме того, по одному административному исковому заявлению лица в отношении, которого установлен административный  досрочно прекращен административный надзор. В удовлетворении одного административного искового заявления начальника Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Асбестовский» Петрова М.В. о продлении административного надзора в отношении административного ответчика судом принято решение об отказе.

Судебная практика свидетельствует о том, что административный надзор по изученным делам устанавливался в следующих случаях:

- за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную судимость за совершение преступления при опасном и особо опасном рецидиве;

- в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при совершении ими в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность;

- в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений, при совершении ими в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность;

В ряде случаев судьи оставляли заявления без движения по причине их несоответствия  форме и содержанию требованиям, предусмотренным статьями 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относящиеся  к необходимым условиям реализации права на обращение за судебной защитой.

Так, административный истец МО МВД России «Асбестовский» обратился в Асбестовский городской суд с административным исковым заявлением к Г. об установлении административного надзора.

Из содержания определения об оставлении искового заявления без движения следует, что к исковому заявлению не приложены доказательства, на которые административный истец ссылается в иске. Так из текста административного искового заявления следует, что административный ответчик трижды в течении года привлекался к административной ответственности, при этом, к иску приложены лишь две копии постановления о привлечении к административной ответственности. Кроме того, истцом не представлено достоверных сведений о том, что Г. действительно проживает на территории г. Асбеста. Характеристика с места работы   в материалах также отсутствует.

 

Из 23 дел об установлении административного надзора, по 16 делам частично удовлетворены требования административного истца об установлении административного надзора. Проанализируем причины частичного удовлетворения требований.

Так, начальник МО МВД России «Асбестовский» Петров М.В. обратился в Асбестовский городской суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении У. В обоснование требований указал, что У. был осужден 02.04.2012 Асбестовским городским судом Свердловской области за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33 ч. 2 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию не отбытого наказания по приговору Асбестовского городского суда Свердловской области от 07.02.2011 окончательно определено 3 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 22.05.2015 У. был освобожден из ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по отбытию наказания. Датой погашения судимости, исходя из фактически отбытого срока наказания, является 21.05.2021.

С момента освобождения из мест лишения свободы У. дважды привлекался к административной ответственности 26.11.2015 и 09.02.2016 за нарушение общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, за что был подвергнут административному наказанию в виде штрафа.

Так как У. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления и в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, то по мнению автора искового заявления в отношении осужденного необходимо установить административный надзор и административные ограничения, учитывая его склонность к совершению административных правонарушений, а так же во избежание совершения правонарушений и преступлений в ночное время суток, с целью осуществления контроля, в том числе контроля за передвижениями, предотвращения совершения нового преступления за пределами г. Асбеста.

Административный истец просил суд установить в отношении У.  административный надзор на срок два года; установить следующие административные ограничения: запретить пребывание вне места жительства в период с 22:00 до 06:00, за исключением случаев привлечения к труду; обязать являться на регистрацию в отдел полиции по избранному месту жительства (пребывания) два раза в месяц; запретить выезд за пределы Свердловской области без разрешения МО МВД России «Асбестовский»; запретить посещение развлекательных заведений, где осуществляют продажу спиртосодержащей продукции в разлив.

При вынесении решения судом учитывалось разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного суда РФ №22 от 27.06.2013, из которых следует, что согласно положениям статьи 245, частей 1 и 3 статьи 246 ГПК РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в  пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона. Указанные разъяснения являются действующими.

При обсуждении вопроса об установлении срока административного надзора за названными лицами суду надлежит учитывать их характеристику по месту отбывания наказания, поведение в быту, а также характер и степень общественной опасности совершенного преступления и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения (пункт 25).

По мнению суда, совершение административным ответчиком тяжкого преступления, а так же то, что в период не снятой и непогашенной судимости за указанное преступление ответчик, в течение одного года дважды, то есть более одного раза, привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в силу положений п. 1, п. 2 ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона, требует установления в отношении административного ответчика административного надзора.

Кроме того, по мнению суда, требование административного истца: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток подлежит удовлетворению, поскольку ответчик судим за корыстное преступление, которое им было совершено в пределах населенного пункта, в группе лиц по предварительному сговору. Кроме того ответчик является взрослым мужчиной, не является ни пенсионером, ни инвалидом, ни при отбытии наказания, ни в настоящее время не проявлял склонности к регулярному труду и получению стабильного дохода от легальной деятельности. В связи с изложенным, установление ограничения на запрет покидать место жительства или пребывания в ночное время, при отсутствии запрета на выезд за пределы городского округа, безусловно будет способствовать контролю за действиями ответчика в целях выполнения задач административного надзора, не позволив ответчику по своему усмотрению покинуть в ночное время избранное место жительства, тем самым затруднив возможность совершения правонарушений и преступлений.

Проанализировав нормы права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, исследовав доказательства по делу, в том числе сведения о поведении при отбытии наказания, поведение после освобождения из мест лишения свободы ответчика, не представление истцом, в нарушение требований ч.2 ст.272 КАС РФ, доказательств в обоснование иска в части возложения на ответчика обязанности запретить выезд за пределы Асбестовского городского округа, при том, что ответчик имеет постоянное место жительства, с его слов, не опровергнутых истцом, с учетом положений пункта 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ №22 от 27.06.2013, суд   отказал в установлении обязанности запретить выезд за пределы Асбестовского городского округа. В то же время судом указано, что доводы административного истца о том, что установление указанной обязанности будет способствовать профилактике совершения правонарушений и преступлений, отклоняются, так как являются общими фразами, не мотивированы, не подкреплены доказательствами свидетельствующими о необходимости такого ограничения, по своей сути являются цитированием положений ст.2 Закона, определяющей задачи административного надзора. Доводы о том, что данное ограничение необходимо в связи с тем, что ответчик склонен к совершению преступлений, о чем свидетельствует совершение тяжкого преступления, сами по себе не свидетельствуют о необходимости установления именно этого ограничения, поскольку являются лишь обстоятельством, требующим, в силу закона, установлении административного надзора.

Таким образом, административное исковое заявление Межмуниципального отдела МВД России «Асбестовский» к У., об установлении административного надзора, удовлетворено частично. Установлен административный надзор за У.  на срок 1 год. Срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

Установлены следующие административные ограничения

- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;

- запретить посещение развлекательных заведений, где осуществляется продажа спиртосодержащей продукции в разлив.

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22:00 до 06:00, за исключением случаев привлечения к работе.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Решение вступило в законную силу (судья Заровнятных С.А.).

По аналогичным основаниям частично подлежало удовлетворению 15 административных исковых заявлений об установлении административного надзора.

По изученным делам  во всех решениях суда срок административного надзора указан.

Судьи, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливают и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

Исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу, содержится в ч.1 ст.4 Федерального закона N 64-ФЗ. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

При этом установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ).

Исходя из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" следует, что суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения.

В изучаемый период Асбестовским городским судом рассмотрено 5 дел по искам МО МВД России «Асбестовский» о дополнении административных ограничений в отношении поднадзорных, из которых 2 требования судом удовлетворено, в 2-х случаях частично удовлетворено, и в одном отказано.

   Проанализируем дела указанной категории.

Административный истец Межмуниципальный отдел МВД РФ «Асбестовский» обратился в Асбестовский городской суд с административным исковым заявлением о дополнении административных ограничений в отношении Д., в отношении которого установлен административный надзор. В обоснование своих требований административный истец указал, что Д. осужден 19.12.2011 года Асбестовским городским судом Свердловской области за совершение преступления, предусмотренного п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 9 месяцев. 21.07.2014 административный ответчик осужден мировым судьей судебного участка № 4 Асбестовского судебного района Свердловской области по ч. 1 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 6 месяцам лишения свободы. От отбывания наказания Д. освобожден 20.01.2016 по отбытию срока наказания. Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 23.09.2015 Д. установлен административный надзор сроком на 6 лет с установлением административных ограничений в виде:

-обязательной явки два раза в месяц в орган полиции по месту жительства для регистрации;

-запрета выезда за пределы Асбестовского городского округа без разрешения МО МВД РФ «Асбестовский»;

- запрета пребывания вне места жительства в период с 22:00 часов до 06:00 часов.

25.01.2016 Д. поставлен на профилактический учет как лицо, в отношении которого установлен административный надзор и административные ограничения. За период осуществления административного надзора Д. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно нарушал административные ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административный истец просил дополнить в отношении Д. административное ограничение в виде обязательной явки на регистрацию в МО МВД России «Асбестовский» 4 раза в месяц; запретить Д. пребывание в развлекательных заведениях, где осуществляется продажа спиртосодержащей и алкогольной продукции в разлив; отменить в отношении Д. административное ограничение в виде обязательной явки на регистрацию в орган полиции 2 раза в месяц.

При изложенных обстоятельствах, с учетом образа жизни и поведения административного ответчика, который неоднократно нарушал установленные в отношении него административные ограничения, штрафы по постановлениям о привлечении к административной ответственности от 16.02.2016 не оплатил, суд пришел к выводу о необходимости установления в отношении Д. дополнительного административного ограничения в виде обязательной явки на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания три раза в месяц. По мнению суда, данное ограничение позволит более качественно осуществлять административный надзор в отношении административного ответчика Д., проводить с ним индивидуальную профилактическую работу, направлению на предупреждение совершение им преступлений и других правонарушений.

С учетом того, что административный ответчик Д. после освобождения из мест лишения свободы к административной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах, за появление в общественном месте в состоянии опьянения не привлекался, по месту жительства в употреблении спиртных напитков не замечен, суд не нашел оснований для установления Д. административного ограничения в виде запрета пребывания в развлекательных заведениях, где осуществляется продажа спиртосодержащей и алкогольной продукции в разлив.

Решение вступило в законную силу (судья Вознюк А.Ю.).

При установлении ограничений судом во всех случаях учитывался характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение после освобождения из мест лишения свободы, личность, характеризующие материалы, совершенные административные правонарушения, период и время их совершения, состояние алкогольного опьянения, трудовую занятость, состояние здоровья семейное положение, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

К примеру, решением суда в отношении К.  установлен административный надзор и административные ограничения, в частности: запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов 00 мин. до 06 часов 00 мин., а также запрещено посещение кафе, баров, ресторанов и других развлекательно-увеселительных заведений, реализующих и предлагающих к распитию спиртные напитки. Данные ограничения были установлены с учетом, того, что административные правонарушения были совершены К. в алкогольном опьянении  и в ночное время. При этом, этим же решением, отказано в установлении ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях в виду того, что административным истцом представителем Межмуниципального отдела МВД РФ «Асбестовский»  не была доказана и не подтверждена необходимость установления такого ограничения.

Приведем пример отказа удовлетворения исковых требований о возложении на административного ответчика дополнительных административных ограничений в виде обязательной явки на регистрацию в МО МВД РФ «Асбестовский» четыре раза в месяц и запрета пребывание вне места жительства в период с 22:00 до 06:00.

Административный истец Межмуниципальный отдел МВД РФ «Асбестовский» обратился в Асбестовский городской суд с административным исковым заявлением о дополнении административных ограничений в отношении М., в отношении которого установлен административный надзор. В обоснование своих требований административный истец указал, что М. осужден 13.07.2005 года Асбестовским городским судом Свердловской области за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «а», «в» ч. 2 ст. 158, 162 ч. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, к наказанию в виде лишения свободы на срок 10 лет. 02.03.2015 административный ответчик освобожден от отбывания наказания по отбытию срока наказания. Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26.12.2014 Медведеву И. установлен административный надзор сроком на 3 года с установлением административных ограничений в виде:

- обязательной явки два раза в месяц в орган полиции по месту жительства для регистрации;

- запрета выезда за пределы Асбестовского городского округа без разрешения МО МВД РФ «Асбестовский».

03.03.2015 М. поставлен на профилактический учет как лицо, в отношении которого установлен административный надзор и административные ограничения. За период осуществления административного надзора М. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно нарушал административные ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 26.12.2014.

Между тем, суд нашел доказанным, что в период осуществления административного надзора в отношении административного ответчика М. им дважды допущено нарушение возложенного на него решением суда административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы Асбестовского городского округа без разрешения МО МВД РФ «Асбестовский». Однако, нарушений установленного органом полиции графика регистрации административным ответчиком (два раза в месяц) не допущено, что подтвердил в судебном заседании представитель административного истца и административный ответчик. Вследствие указанных обстоятельств суд не нашел оснований для возложения на административного ответчика дополнительной обязанности в виде обязательной явки на регистрацию в МО МВД РФ «Асбестовский» четыре раза в месяц, так как допущенные административным ответчиком обязанности лица, в отношении которого установлен административный надзор, не связаны с нарушением графика регистрации М. в органах внутренних дел.

Суд также с учетом образа жизни М. характера допущенных им нарушений не нашел оснований для возложения на административного ответчика дополнительного административного ограничения в виде запрета пребывания вне места жительства в ночное время суток, так как преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, М. совершил в дневное время суток, доказательств противоправного поведения М. в ночное время суток административным истцом не представлено.

Решение вступило в законную силу (судья Вознюк А.Ю.).

За указанный период судом было рассмотрено одно административное исковое заявление об отмене административных ограничений частично, которое было подано поднадзорным лицом.

Так, Б. обратилась в Асбестовский городской суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Асбестовский» об отмене административных ограничений частично. В обоснование требований указала, что по решению Гаврило-Посадского районного суда Ивановской области от 09.09.2014 в отношении Б. установлен административный надзор и административные ограничения – запрещение пребывания вне жилого или иного помещения являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:30ч. до 06.00ч. ежедневно; запрещение выезда за пределы территории города Асбеста; явка для регистрации 2 раза в месяц в РОВД по  месту жительства. Она проживает по месту жительства, ходит на регистрацию в установленные сроки, положительно характеризуется, административных правонарушений не совершала. У нее есть несовершеннолетние внуки, которых она забирает из детского сада. Просила суд частично отменить установленные ограничения в виде явки на регистрацию два раза в месяц, установив ограничение являться на регистрацию один раз в месяц.

При рассмотрении дела, с учетом положений Постановления Пленума Верховного суда РФ №22 от 27.06.2013, наличием доказательств, представленных административным истцом в обоснование иска – положительные характеристики с места работы и жительства, положительно характеризовалась при отбытии наказания, взысканий не имела, получила две благодарности, после освобождения из мест лишения свободы к уголовной и административной ответственности не привлекалась, нарушений установленных решением суда ограничений не допускала, суд пришел к выводу, что установление явки на регистрацию один раз в месяц будет достаточным и соответствующим целям и задачам административного надзора.

Что касается доводов административного ответчика о том, что обязанность являться два раза в месяц на регистрацию будет способствовать профилактике совершения правонарушений и преступлений,  судом были отклонены, так как являются общими фразами, не мотивированы, не подкреплены доказательствами свидетельствующими о необходимости именного такого ограничения, по своей сути являются цитированием положений ст.2 Закона, определяющей задачи административного надзора. Доводы о том, что данное ограничение необходимо в связи с тем, что ответчик совершил преступление при опасном рецидиве, сами по себе не свидетельствуют о необходимости установления именно этого ограничения, поскольку являются лишь обстоятельством, требующим, в силу закона, установлении административного надзора.

В связи с необходимостью принятия дополнительного ограничения в виде явки один раз в месяц, ранее установленное ограничение о явке на регистрацию два раза в месяц подлежало отмене, как излишнее.

Решение вступило в законную силу (судья Мансуров С.А.)

В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

В п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года №22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» обращено внимание судов на то, что согласно частям 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.

В изучаемый период судом удовлетворено требование о досрочном прекращении административного надзора.

Так, В., являясь поднадзорным лицом, обратился в суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу МВД России «Асбестовский»о досрочном прекращении административного надзора.

В обоснование заявления В. указал, что в настоящее время истекло не менее половины установленного судом срока административного надзора, а именно 3 года и 3 месяца, за этот период времени с его стороны не было нарушений возложенных административных ограничений и обязанностей, что подтверждается рапортом - характеристикой ст. УПП МО МВД РФ «Асбестовский» майора полиции В.В. Больных. Он официально работает на предприятии ООО «Заречный» в должности выставщика, на работе и по месту жительства характеризуется положительно, что подтверждается характеристиками с места работы и места жительства. С 23 сентября 2015 года  он один воспитывает несовершеннолетнего ребёнка, так как мать умерла. Просит суд досрочно прекратить административный надзор.

При рассмотрении дела, судом учтено, что с момента совершения В. преступлений – являвшихся имущественными, за которые он и отбывал наказание в виде лишения свободы и судимость за которые не погашена к настоящему времени, прошло более восьми лет. Каких-либо данных о том, что за указанный период В. допускал нарушения закона, позволяющие прийти к выводу о его склонности к асоциальному поведению, суду не представлено. Изложенные в письменных возражениях административного ответчика доводы ничем не подтверждены, являются, по своей сути, по мнению суда, копированием выводов суда из решения об установлении административного надзора, не конкретизированы, сделаны без анализа всех имевшихся в распоряжении административного ответчика данных.

Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд счел возможным согласиться с мнением прокурора так как имелись основания для досрочной отмены административного надзора в отношении В. и в рассматриваемом случае это не приведет к воспрепятствованию в достижения целей и задач, преследуемых законом при его установлении, в связи с чем заявление В. подлежало удовлетворению. Решение вступило в законную силу (судья Мансуров С.А.).

 

По результатам проведенного обобщения можно сделать следующие выводы:

Административный надзор- осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", являющимся базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в указанной сфере.

 

Закон устанавливает правовые основы профилактических мер по предупреждению совершения преступлений ранее судимыми лицами: основные понятия, сроки административного надзора и перечень устанавливаемых административных ограничений, основания и порядок установления, осуществления, продления и досрочного прекращения административного надзора, частичной отмены, дополнения установленных ограничений, а также приостановления и возобновления срока административного надзора; права и обязанности поднадзорных лиц; обязанности и права органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Обобщение судебной практики рассмотрения  дел изучаемой категории об административном надзоре показало, что в целом судом соблюдаются требования Федерального закона и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитываются особенности рассмотрения дел данной категории. Все дела рассмотрены без нарушения процессуального срока. Принятые судебные акты по всем делам в апелляционном порядке обжалованы не были.  Срок административного надзора устанавливался в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», устанавливаемые административные ограничения соответствуют фактическим обстоятельствам дела,  решения принимаются с учетом данных о личности освобожденных из мест лишения свободы, в целях оказания индивидуального профилактического воздействия, а также в целях защиты государственных и общественных интересов. Особую актуальность в последние годы приобрела проблема профилактики рецидивной преступности.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что институт административного надзора является эффективным принудительным правовым средством предупреждения рецидива преступлений.

 

 

Помощник судьи                                                                                                   М.А.Кочелаева

 

Судья Асбестовского городского суда                                                                С.А.Заровнятных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опубликовано 13.10.2016 08:09 (МСК)